ye-logo.v1.2

Яким було Поділля кілька сотень років тому

Історія 3119

Ми продовжуємо публікувати цікаві моменти з історії наших міст і сіл з видання “Історія міст і сіл Хмельниччини”, у якій розміщено відомості, зібрані і систематизовані Юхимом Сіцінським і Миколою Теодоровичем.

Продовжуємо розповідь про села Білогірського району.

Миклаші. Правильніша назва – Мик-Ляше, тобто “йди звідси, ляше”.

Окнини (нині – Вікнини). У церкві села зберігалися старовинні церковні книги, видані православним Львівським братством 1690 року. Село свого часу належало до Ляховецького ключа князів Яблоновських, згодом перейшло до Сапегів, а у 1822 році його купив Каблубицький. У долині є став, утворений зі струмків, які текли з гір.

Паньківці. Як власність княгині Беати Косцелецької, дружини князя Іллі Острозького, згадується в опису Кременецького палацу від 1545 року. Заслуговує на увагу так званий “Наньський Великдень”. Про нього один селянин розповідав таке: “В светлый четверг Пасхальной недели души умерших, по верованию крестьян, сходят с неба на землю и идут на кладбище. Здесь каждая из них становится у того гроба, где покоится её тело, и повелевает телу принять прежний вид, говоря, что уже три дня прошло, как воскрес Христос, что уже все, живущие на земле, отпразновали Святую Пасху, и что им одним теперь остаётся отпраздновать её. Тела, услышав знакомый голос своих душ, принимают прежнюю свою форму, и души входят в них. Затем все эти ожившие тела становятся вокруг кладбищенской церкви и громко поют “Христос Воскресе!” Их пение слышат только маленькие дети и животные. Пропевши трижды сию песнь, они повелевают кому-нибудь из своей среды идти на поля и там запрещать крестьянам пахать и брать в дом землю. “Если увидишь, - говорят они избранному, - кого-либо работающим в этот день, то должен явиться ему в образе такого же человека, как и он, и попросить его оставить работу. Если же он не послушает, то ты покажи ему свою грудь, которая при этом тотчас станет черною, как у мертвеца, и он, испугавшись, уйдёт и должен будет скоро умереть”. Выслушав это, избранный отправляется, а остальные начинают розговляться, а потом ложатся спать на кладбище все вокруг церкви, но так, что их никто не видит. Проспавши до вечера, они все вместе идут встречать посланного, и, встретивши его и расспросивши обо всем, что он видел, идут в само селение и прохаживаются каждый возле того дома, в котором он жил. Поэтому-то крестьяне и не пашут в этот день земли, и вечером ложатся как можна раньше. В доказательство того, что умершие действительно в этот день празднуют Пасху, крестьяне приводят следующий случай. Однажды одна девушка пошла, по приказанию матери, в этот день копать глину. Вдруг видит, что около глиняной ямы стоит “барыня” и не позволяет ей брать глину. Девушка не послушалась её, подошла ближе и стала брать глину. Не успела она набрать её, как вдруг видит перед собою мертвеца. Испуганная, она побежала домой и рассказала матери о виденном. Сначала мать не верила и сама пошла посмотреть на эту таинственную “барыню”. Но, придя на место, её не увидела, лишь услышала голос: “Твоя дочь умрёт!”. И действительно, спустя месяц девушка умерла”.

Погорільці. Про походження назви села розповідають таке. За сім верст від села розташований Тихомель – давнє руське місто, спалене татарами. Дехто з потерпілих мешканців Тихомеля не бажали повертатися на пожарище й заснували нове поселення – Погорільці.
 

Коментарі:

Інформація з інших ресурсів

Популярні новини

Новини Хмельниччини
Останні оголошення
  Так  Ні, дякую